В последние годы наряду с традиционными печатными
формами накопления информации (книги, журналы и т.п.) стали интенсивно развиваться
электронные формы (электронные каталоги, электронные журналы, базы данных, WWW-сервера
и т.п.), представленные во всемирной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ.
Развитие ИНТЕРНЕТ открывает новые возможности при решении традиционных библиотечных
задач: обеспечение доступности информации, поддержка каталогов, информационный обмен
с другими библиотеками, сохранение книжного фонда, оказание новых информационных
услуг.
Чтобы использование информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ при обслуживании запросов
читателей и новых технологий в библиотечном деле стало реальностью, сотрудники библиотеки
должны овладеть суммой знаний и навыков работы с ИНТЕРНЕТ.
Сотрудниками Нижегородского Центра Интернет была разработана и реализована программа
обучения сотрудников библиотек работе в ИНТЕРНЕТ.
Цель программы
Главная цель программы – дать библиотекарю необходимые знания и навыки для использования
ИНТЕРНЕТ в обслуживании и консультировании пользователей.
Сроки и форма проведения
Учебная программа состоит из 18 занятий по 2 астрономических часа 2 раза в неделю.
Занятия проводятся на базе Центра Интернет Нижегородского государственного университета,
в классе открытого доступа. Каждое занятие – сочетание лекции и практики. По всем
темам стажеры получают задания для самостоятельной работы. Несколько занятий выделены
для самостоятельной работы и консультаций.
В результате реализации учебной программы
библиотекарь должен:
- получить представление о сервисах и ресурсах Интернет,
- познакомиться с особенностями WEB-представления информации
- получить навыки работы с программными продуктами, обеспечивающими использование
сервисов ИНТЕРНЕТ. Работать с электронной почтой, телеконференциями, списками рассылки,
с World Wide Web (Всемирной паутиной) и находить нужные материалы, используя поисковые
сервера.
- получить представление об использовании ИНТЕРНЕТ-технологий в библиотечных системах
при создании электронных каталогов, решении вопросов комплектования, составления
библиографических справок, обслуживании читателей.
ИНТЕРНЕТ-программа для библиотекарей
N п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Введение.Знакомство с программой обучения.
Направления развития информационных технологий в
библиотеках.
Автоматизация вузовских библиотек Волго-Вятского
региона |
2
|
2
|
Знакомство с ПК, файловая система. Общее представление
об Internet. Сервисы INTERNET. Основы работы WEB-броузера. Сохранение информации
с WEB-сайта. |
4
|
3
|
WEB-ресурсы INTERNET. Преимущества и недостатки WEB-представления
информации. Критерии оценки. |
2
|
4
|
Самостоятельная работа. |
2
|
5
|
Обсуждение результатов самостоятельной работы. |
2
|
6
|
Электронная почта в INTERNET.
Основные правила работы. Прием и отправка сообщений.
Переадресация. Пересылка файлов. Адресная книга. |
2
|
7
|
Списки рассылки. Как найти и подписаться на списки
рассылки. Телеконференции Usenet. Как искать информацию с помощью Usenet. Подписка
на телеконференции. |
2
|
8
|
Самостоятельная работа. |
2
|
9
|
Обсуждение результатов самостоятельной работы. |
2
|
10
|
Поисковые системы в INTERNET. Примеры поисковых систем.
Как повысить качество поиска. |
2
|
11
|
Самостоятельная работа. |
2
|
12
|
АИБС “МАРК”. |
2
|
13
|
Система реферативных журналов ВИНИТИ FALCON. |
2
|
14
|
АИБС “МАРК”. |
2
|
15
|
INTERNET-технологии в библиотечных системах.
Библиотечные WEB-сайты, полнотекстовые ресурсы, ON-LINE
каталоги, зарубежные и русские библиотечные ресурсы, средства массовой информации. |
2
|
16
|
Самостоятельная работа.Консультация. |
2
|
17
|
О международной библиотечной программе”Интернет для
обеспеченияя доступа к информации в библиотеках”.
Обсуждение итогов обучения. |
2
|
Заключительное занятие в группе 1 |
Тридцать восемь специалистов Фундаментальной библиотеки
Нижегородского государственного университета прошли обучение в течение 1998-1999
учебного года. Проведенное анкетирование стажеров позволило дать объективную оценку
программы и методики обучения. |
|