Библиотекари учатся



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА "ИНТЕРНЕТ для библиотекарей"


В последние годы наряду с традиционными печатными формами накопления информации (книги, журналы и т.п.) стали интенсивно развиваться электронные формы (электронные каталоги, электронные журналы, базы данных, WWW-сервера и т.п.), представленные во всемирной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ.
Развитие ИНТЕРНЕТ открывает новые возможности при решении традиционных библиотечных задач: обеспечение доступности информации, поддержка каталогов, информационный обмен с другими библиотеками, сохранение книжного фонда, оказание новых информационных услуг.

Чтобы использование информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ при обслуживании запросов читателей и новых технологий в библиотечном деле стало реальностью, сотрудники библиотеки должны овладеть суммой знаний и навыков работы с ИНТЕРНЕТ.

Сотрудниками Нижегородского Центра Интернет была разработана и реализована программа обучения сотрудников библиотек работе в ИНТЕРНЕТ.

Цель программы

Главная цель программы – дать библиотекарю необходимые знания и навыки для использования ИНТЕРНЕТ в обслуживании и консультировании пользователей.

Сроки и форма проведения

Учебная программа состоит из 18 занятий по 2 астрономических часа 2 раза в неделю. Занятия проводятся на базе Центра Интернет Нижегородского государственного университета, в классе открытого доступа. Каждое занятие – сочетание лекции и практики. По всем темам стажеры получают задания для самостоятельной работы. Несколько занятий выделены для самостоятельной работы и консультаций.

    В результате реализации учебной программы
    библиотекарь должен:
  • получить представление о сервисах и ресурсах Интернет,
  • познакомиться с особенностями WEB-представления информации
  • получить навыки работы с программными продуктами, обеспечивающими использование сервисов ИНТЕРНЕТ. Работать с электронной почтой, телеконференциями, списками рассылки, с World Wide Web (Всемирной паутиной) и находить нужные материалы, используя поисковые сервера.
  • получить представление об использовании ИНТЕРНЕТ-технологий в библиотечных системах при создании электронных каталогов, решении вопросов комплектования, составления библиографических справок, обслуживании читателей.
ИНТЕРНЕТ-программа для библиотекарей
N п/п
Тема
Кол-во часов
1
Введение.Знакомство с программой обучения.
Направления развития информационных технологий в библиотеках.
Автоматизация вузовских библиотек Волго-Вятского региона
2
2
Знакомство с ПК, файловая система. Общее представление об Internet. Сервисы INTERNET. Основы работы WEB-броузера. Сохранение информации с WEB-сайта.
4
3
WEB-ресурсы INTERNET. Преимущества и недостатки WEB-представления информации. Критерии оценки.
2
4
Самостоятельная работа.
2
5
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
2
6
Электронная почта в INTERNET.
Основные правила работы. Прием и отправка сообщений.
Переадресация. Пересылка файлов. Адресная книга.
2
7
Списки рассылки. Как найти и подписаться на списки рассылки. Телеконференции Usenet. Как искать информацию с помощью Usenet. Подписка на телеконференции.
2
8
Самостоятельная работа.
2
9
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
2
10
Поисковые системы в INTERNET. Примеры поисковых систем. Как повысить качество поиска.
2
11
Самостоятельная работа.
2
12
АИБС “МАРК”.
2
13
Система реферативных журналов ВИНИТИ FALCON.
2
14
АИБС “МАРК”.
2
15
INTERNET-технологии в библиотечных системах.
Библиотечные WEB-сайты, полнотекстовые ресурсы, ON-LINE каталоги, зарубежные и русские библиотечные ресурсы, средства массовой информации.
2
16
Самостоятельная работа.Консультация.
2
17
О международной библиотечной программе”Интернет для обеспеченияя доступа к информации в библиотеках”.
Обсуждение итогов обучения.
2

Заключительное занятие в группе 1
Тридцать восемь специалистов Фундаментальной библиотеки Нижегородского государственного университета прошли обучение в течение 1998-1999 учебного года. Проведенное анкетирование стажеров позволило дать объективную оценку программы и методики обучения.
К проекту

Архив проектов

На главную