|
УЧЕБНАЯ
ПРОГРАММА
“ИНТЕРНЕТ
для библиотекарей”
В последние годы наряду с традиционными
печатными формами накопления информации (книги, журналы и т.п.) стали интенсивно
развиваться электронные формы (электронные каталоги, электронные журналы,
базы данных, WWW-сервера и т.п.), представленные во всемирной компьютерной
сети ИНТЕРНЕТ.
Развитие ИНТЕРНЕТ открывает новые
возможности при решении традиционных библиотечных задач: обеспечение доступности
информации, поддержка каталогов, информационный обмен с другими библиотеками,
сохранение книжного фонда, оказание новых информационных услуг.
Чтобы использование информационных
ресурсов ИНТЕРНЕТ при обслуживании запросов читателей и новых технологий
в библиотечном деле стало реальностью, сотрудники библиотеки должны овладеть
суммой знаний и навыков работы с ИНТЕРНЕТ.
Сотрудниками Нижегородского Центра
Интернет была разработана и реализована программа обучения сотрудников
библиотек работе в ИНТЕРНЕТ.
Цель программы
Главная цель программы – дать библиотекарю
необходимые знания и навыки для использования ИНТЕРНЕТ в обслуживании и
консультировании пользователей.
Сроки и форма проведения
Учебная программа состоит из 18 занятий
по 2 астрономических часа 2 раза в неделю. Занятия проводятся на базе Центра
Интернет Нижегородского государственного университета, в классе открытого
доступа. Каждое занятие – сочетание лекции и практики. По всем темам стажеры
получают задания для самостоятельной работы. Несколько занятий выделены
для самостоятельной работы и консультаций.
В результате реализации учебной программы
библиотекарь должен:
- получить представление о сервисах и ресурсах Интернет,
- познакомиться с особенностями WEB-представления информации
- получить навыки работы с программными
продуктами, обеспечивающими использование сервисов ИНТЕРНЕТ. Работать с
электронной почтой, телеконференциями, списками рассылки, с World Wide
Web (Всемирной паутиной) и находить нужные материалы, используя поисковые
сервера.
- получить представление об использовании
ИНТЕРНЕТ-технологий в библиотечных системах при создании электронных каталогов,
решении вопросов комплектования, составления библиографических справок,
обслуживании читателей.
ИНТЕРНЕТ-программа для библиотекарей
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение.Знакомство с программой обучения.
Направления развития информационных технологий в библиотеках.
Автоматизация вузовских библиотек Волго-Вятского региона |
2 |
2 |
Знакомство с ПК, файловая система.
Общее представление об Internet. Сервисы INTERNET. Основы работы WEB-броузера.
Сохранение информации с WEB-сайта. |
4 |
3 |
WEB-ресурсы INTERNET. Преимущества
и недостатки WEB-представления информации. Критерии оценки. |
2 |
4 |
Самостоятельная работа. |
2 |
5 |
Обсуждение результатов самостоятельной работы. |
2 |
6 |
Электронная почта в INTERNET.
Основные правила работы. Прием и отправка сообщений.
Переадресация. Пересылка файлов. Адресная книга. |
2 |
7 |
Списки рассылки. Как найти и подписаться
на списки рассылки. Телеконференции Usenet. Как искать информацию с помощью
Usenet. Подписка на телеконференции. |
2 |
8 |
Самостоятельная работа. |
2 |
9 |
Обсуждение результатов самостоятельной работы. |
2 |
10 |
Поисковые системы в INTERNET. Примеры
поисковых систем. Как повысить качество поиска. |
2 |
11 |
Самостоятельная работа. |
2 |
12 |
АИБС “МАРК”. |
2 |
13 |
Система реферативных журналов ВИНИТИ FALCON. |
2 |
14 |
АИБС “МАРК”. |
2 |
15 |
INTERNET-технологии в библиотечных системах.
Библиотечные WEB-сайты, полнотекстовые
ресурсы, ON-LINE каталоги, зарубежные и русские библиотечные ресурсы, средства
массовой информации. |
2 |
16 |
Самостоятельная работа.Консультация. |
2 |
17 |
О международной библиотечной программе”Интернет
для обеспеченияя доступа к информации в библиотеках”.
Обсуждение итогов обучения. |
2 |
Заключительное занятие в группе 1 |
Тридцать восемь специалистов Фундаментальной
библиотеки Нижегородского государственного университета прошли обучение
в течение 1998-1999 учебного года. Проведенное анкетирование стажеров позволило
дать объективную оценку программы и методики обучения. |
|